на Главную страницу ещё КСП Книжечка для гостей Куда ещё пойти (ссылки)

31-й ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
(1 - 4 июля 2004 г.)

Впечатления вновь побывавшего

Фактические, статистические и прочие данные можно найти на официальном сайте Грушинского фестиваля. А я попытаюсь рассказать что-нибудь другое.


      Не все, кто попадает на Грушу один раз, едут на неё во второй, но есть те, кто однажды приехав, всеми правдами и неправдами каждый год приезжают туда снова и снова, несмотря на необъятную занятость на работе, на космическую дороговизну билетов и прочие желающие встать перед ними препятствия. Даже зная, что ничего нового не увидят и не услышат. Я люблю Грушу и сумел-таки вырваться на три дня. А жена и дети уехали туда раньше. Конечно, с ребёнком, которому 1 год 2 месяца, ехать на Грушинский фестиваль издалека не стоит. Ребёнок ничего не понимает (как мы про него думаем), а нашу свободу чуть-чуть сковывает. Я честно скажу – почти ничего не видел. Поэтому и отчёт мой будет не столько про Грушинский фестиваль, сколько про Ваню на этом фестивале. Но и про фестиваль тоже расскажу (как говорится – мало не будет).

МОКРАЯ ГРУША

      Поговорку «Груша без дождя – не Груша» запомнил ещё с первого посещения Фестиваля. Но тогда дождь только немного побрызгал и не помешал ни одному мероприятию. Последний раз, по утверждению старожилов, Груша была мокрой до моего знакомства с ней. Но в это лето, выдавшееся почти по всей стране дождливым, было трудно ожидать, что Грушинскую поляну дождь обойдёт стороной.
Но обо всём по порядку (ну хотя бы – относительно по порядку).

КАК ВАНЖЕНЫЧ ПОПАЛ В ХОРОШИЕ РУКИ

      Итак, жена и дети уезжали раньше меня, а я только сумел вырваться на Казанский вокзал, чтобы проводить их хоть там и посадить их на поезд. К моему удивлению, уже во вторник вокзал был забит людьми с рюкзаками, отъезжающими на Грушу. А прежде всего я увидел рыжую голову и очки Виктора Попова. Коротко поговорили с ним в ожидании поезда и моей жены. А жена и дети появились только за три минуты до отхода поезда. Десятилетний Пашка тащил мой огромный рюкзак, есстественно, совсем не пустой, а Александра (спокойная, как танк) несла Ваньку и дюжину (ну чуть поменьше) сумок с только что купленными продуктами. За минуту до отправления поезда я усадил их в купе и чуть было не поехал с ними.
По рассказам жены, в одном вагоне с ними ехали Витя Попов, Алексей Витаков, Александр Софронов, Михаил Новиков и ещё кто-то с гитарами. Паша собрал автографы у всех в вагоне.
(ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. На станции Жигулёвское море к приходу московского поезда, к сожалению, не подают дополнительную электричку до платформы им. Валерия Грушина. Она идёт только через полтора часа. Но не спешите покупать билеты: самые нетерпеливые могут уехать раньше. Я проехал на пассажирской «Газели» за 50 рублей (всего-то чуть-чуть дороже, чем на электричке – на 32 рубля – зато с комфортом), и мне даже не пришлось спускаться с горы (а даже спускаться с горы с рюкзаком не намного легче, чем подниматься). Но идти от остановки «Газели» (частники, конечно, пропусков на Фестиваль не имеют) до Грушинской поляны довольно далеко, хотя не труднее, на мой взгляд, чем спускаться с горы.)
В электричку залезть моей семье со всеми своими сумками было довольно проблематично, если б не помогли добрые люди. И Ваньке повезло. Он попал в руки к давно заочно мною любимой Раисе Нурмухаметовой. Тётя Рая занесла Ваню в вагон и обещала помочь при высадке и спуске с горы. Но на Грушинской платформе моих уже встречал Саша Киселёв с дочкой Рушаной.

ЧЕТВЁРТЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

      Я приехал на Грушинский фестиваль в четвёртый раз. И не с горы спустился – так получилось – так что мог бы в очередной раз сравнивать. Да не хочется, и нечего. Хотя одно впечатление было совсем необычным. Я впервые ехал налегке – с игрушечным детским рюкзаком (литров на 40). Так легко мне в пути давно не было!Как мне показалось, народа было меньше, чем всегда. Звёздных бардов совсем мало. Даже Олег Митяев не смог приехать. Были Вадим Егоров, Валентин Вихорев, Леонид Сергеев, Борис Вахнюк, Вадим и Валерий Мищуки, Михаил Кочетков, Галина Хомчик, Виктор Третьяков, Андрей Козловский, «Грассмейстер», Наталья Дудкина, Алексей Брунов, трио им. В. Грушина. Не смогли соединиться дуэты: Николай Старченков был без Леонида Маракова (а с молодым Соловьёвым), Анатолий Колмыков был без Игоря Лунькова (который, почему-то, в Америке). Зато определяющими в авторской песне сейчас, по-видимому, стали Александр Гейнц и Сергей Данилов. Музыка у них очень приятная, исполнение великолепное. Стихи, наверное, хорошие, но не мои – не берут они меня. Не наблюдал я Анатолия Киреева, Константина Тарасова. Не видел объявленного Кочетковым Владимира Туриянского. В полном отсутствии были 2гвоздь программы" прошлой Груши Сергей Войтенко с ансамблем «Нон-стоп» (даже их кассет на рынке не обнаружил).
Почему-то Фестиваль был посвящён памяти Владимира Высоцкого. И даже заслуженная певица Галина Улетова приезжала петь его песни.
Были концерты памяти Андрея Баранова и презентация книги Александра Карпова.
И только на Гитаре стали вспоминать другие юбилеи (и наконец-то вспомнили о Юрии Визборе).
Мы стояли совсем рядом со второй сценой, поэтому могли слушать все концерты, не выходя из лагеря. Рядом стояли автостопщики из Ставрополя (привет Паше Скрыннику!) и мы подружились с хорошим парнем Иваном. По всей видимости, исполнителей на все сцены не хватало, и концерты на второй сцене заканчивались рано. Тогда мы слышали уже и третью (основную) сцену. В пятницу я несколько раз мотался на мой любимый пятничный концерт к третьей сцене, но ничего интересного для себя не дождался (а что-то пропустил – например, Раису Нурмухаметову с её, в том числе, «Антитюбиком-2»). Укачав Ваньку, решил тоже чуть-чуть отдохнуть. И вот тут ливанул дождь. Может быть, концерт и продолжался. Но я его уже не смотрел. Я смотрел сны под шум непрекращающегося дождя…

И О ПОГОДЕ

      Приехал-то я, вроде, с солнцем, но жары не было. Волга была холодной. Паша, конечно, купался. Меня засыпали песком и поэтому потом тоже пришлось лезть в воду. Но даже Ванька – любитель купаться в любой воде – сначала закричал, когда изверги-родители окунули его. Потом, правда, с удовольствием забегал со мной в воду ещё несколько раз. А больше мы не купались (кроме Павла, который часами пропадал на Волге, - за что ему попадало от родителей, когда они вспоминали о воспитании, – но не очень). Когда прошёл дождь, тысячи ног намесили грязь на дорогах, и одним из любимых развлечений у молодёжи было упасть в грязь, потащить кого-нибудь за собой, а потом бросаться ко всем обниматься.
Возможно, из-за мокрой погоды на Гору в субботу пошло мало народа. Подниматься по мокрому песку, а потом сидеть на нём – удовольствие не для всех. Мы-то с Ванькой и не собирались. Тем более, что весь день объявляли, что пропускать на Гору начнут за 4 часа до начала концерта и не исключали возможность досмотра с применением технических средств. Я зато, наконец-то, посмотрел куски концерта на экранах, установленных на поляне. Перед третьей сценой можно устроиться очень комфортно, и на экране всё великолепно видно. Мне, правда, больше понравился экран у «Гостинного двора» - оттуда одновременно можно наблюдать реакцию горы.
Вели концерт Галина Хомчик и Борис Кейльман. (Раньше я думал, что ведущий находится в какой-нибудь будке и говорит из неё, а теперь я увидел, что ведущие сидели перед сценой на первом ряду).
В этом году на Гитаре определяли любимцев публики: можно было проголосовать по телефону. Приз зрительских симпатий достался (кому б вы думали?) группе «Грассмейстер» (а вы сомневались?) и с большим отрывом.

КАК ВАНЖЕНЫЧ СТАЛ СОАВТОРОМ МИХАИЛА КОЧЕТКОВА

      Пока Пашка пропадал на Волге (как правило, вместе с Рушей), блокнотом с автографами завладела мама. Ваня решил немного пофотографироваться. Первым попался Виктор Третьяков, спешивший на очередной концерт (я не успел предупредить жену, что перед выступлением лучше никого не трогать – в результате: такого кадра на плёнке даже не оказалось). А с совсем маленьким сыном Третьякова Ваньке познакомиться не удалось – не привезли его на Грушу. Потом Ваня сфотографировался со знаменитым гитаристом Иваном Смирновым, взял автограф у Шуxрата Хусаинова (жена ругала его за то, что он живёт между речками Са-бля и Во-бля и об этом поёт). А потом мама с Ваней напали на Михаила Кочеткова (и я даже не рассмотрел с кем он был – а был он, кажется, с Колмыковым). Кочетков писал Ваньке: «Когда ты вырастешь, я буду совсем старым. Молодой Кочетков». А Ваня ухватился за ручку, не соглашаясь выпускать «перо» из своих рук, и писал вместе с Кочетковым. Меня порадовало, что Ваня уже умеет правильно выбирать хороших соавторов.

О ФУТБОЛЕ

      Были, оказывается, ещё экраны – около футбольного поля. Об этом я узнал поздно вечером в воскресенье: я слушал, не выходя из лагеря, заключительный концерт на третьей сцене, который иногда заглушался рёвом, привычном для стадионов. Стало ясно, что где-то кто-то имеет возможность получать информацию с футбольного чемпионата Европы. А потом пришло осознание, что где-то это показывают, и что идут последние минуты матча, и что Греция выигрывает. Пошёл на звук и успел посмотреть самую концовку. Грушинка дружно болела за Грецию. Может, потому, что есть что-то общее в названиях.

О ЛАУРЕАТАХ

      Среди лауреатов и дипломантов преобладали знакомые фамилии (давно известные в определённых кругах): Ольга Чикина, Елена Решетняк, Наталья Туриянская, Алексей Бардин, Роман Ланкин. Многие уже засветились на прошлых Грушинских фестивалях, и даже были лауреатами «2канала». Некоторые были лауреатами Всероссийского фестиваля авторской песни «Московские окна». Песни Елены Решетняк (кроме авторского исполнения) можно услышать в исполнении Галины Хомчик. В ансамбль «Самарские барды», попавший в список дипломантов, входят люди, можно сказать, знаменитые: Пётр Старцев, Юрий Карпов, Владимир Авраменко, Алексей Апполинаров. Конечно, все они заслуженно попали в победители… Но хотелось бы открытий! Немного странным показалось лауреатство Натальи Туриянской с песнями папы. Конечно, исполнение не плохое, но сам Владимир Туриянский чуть-чуть обаятельней. К тому же, я избалован хорошим исполнением его песен в своей родной группе – ведь у нас великолепно пели Туриянского и Лёня Пиндрус, и Лёша Сокольский, …, и все мы – хором. Но, впрочем, я очень хорошо отношусь к Владимиру Туриянскому (и к семье его , следовательно), поэтому совсем не возражаю.
Запомнился, если ничего не путаю, ансамбль «Зимовье зверей» (Константин Арбенин, Александр Петерсон, Георгий Мажуга). Вернее, запомнился солист, очень артистично исполнивший жестокий (до кошмарности) романс.
Эдуард Двухимённый тоже не новый человек на Груше. Несколько лет перед этим он приезжал с каким-то огромным и тяжёлым инструментом – то ли с маленьким контрабасом, то ли с большой виолончелью – и аккомпанировал похожей на Ирину Хакамаду бардессе Наталье Кучер. (Кстати, когда была трансляция концерта на Гитаре, несколько раз на экране показывали первые VIP ряды: так там одна из них была – а кто определить не берусь).
А в детском конкурсе победили Настя Панарина из Северодонецка с песней «Перо» и давно известная на Груше кузница кадров из Кургана – ансамбль «Интервал» с солистом Михаилом Шпаковым. Футбольная песенка Миши, наверное, каким-то лечебным бальзамом оказалась для недавних ран российский болельщиков, особенно, когда мальчик обещал разобраться с португальцами и забить решающий гол.
Вообще, показалось, что есть какой-то крен в сторону исполнителей. Хотя я всех лауреатов, к сожалению, не видел.
И ещё как-то подумалось после изучения списка лауреатов: если всё уже было зараннее известно и расписано, для чего проводятся три тура прослушивания на Грушинском фестивале?
А нашего соседа по лагерю Игоря Яцкевича из Саратова в очередной раз не пропустили через все туры, хотя общего впечатления он бы не испортил, а моей жене он, вообще, больше всех понравился (как автор-исполнитель, конечно!) Может быть, члены жюри боятся конкуренции? Хотя я ведь и сам жюрил что-то когда-то, и мне тоже случалось иногда ошибаться.

О ПРАВИЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К …

      Я могу долго рассказывать, что сидел за столом и даже пил с Борисом Вахнюком, Владимиром Туриянским, Леонидом Сергеевым, Александром Сухановым, Анатолием Киреевым, Виктором Забаштой, Галиной Хомчик… И даже не совру при этом: действительно, сидел, и, на самом деле, иногда пил. Но при этом я остаюсь трезв: никто из них не знает Женьку Сёмина. Просто есть ритуал: немного посидеть после концерта с его организаторами и людьми, входящими в некий круг. Благодаря нашему фестивалю «Апрель» и Димке Горбунову, вовлекшему меня в его организацию, я оказался вхож в круг, но таких кругов по стране много. А общаюсь я только с Виктором Поповым, и знает меня только он. Наверное, я неправильно к нему отношусь: он работал в нашем городе Фрязино, мы вместе ходили в поход и даже не совсем удачно валили как-то дерево, после моей первой Горы вместе сидели в чужом лагере и обсуждали концерт на Гитаре… Витька – свой парень! Какой он бард?.. А ведь в этом году он выступал на Гитаре, объехал с песнями всю страну. Не умеем мы ценить людей. И нас наши друзья тоже не считают поэтами. А может так и надо? Может, лучше оставаться своими парнями?

О КНИГЕ АЛЕКСАНДРА КАРПОВА

      Александр Карпов для многих был своим парнем. Творческая ассоциация «32 августа» поставила ему памятник, который он, конечно, сам воздвиг. Выпущена прекрасная книга, в которую собраны песни, стихи, палиндромы, байки Александра. Много фотографий. При всём моём сложном отношении к «32 августа» должен сказать: «Ассоцианты – молодцы!»
Я неоднозначно относился к песенному творчеству А. Карпова: что-то нравилось, что-то (больше) – не нравилось (хотя слышал-то не так уж и много). «Сказ» про скомороха, первая песня, которую я услышал в его исполнении у нас на фестивале «Апрель», понравилась моим друзьям очень, а мне не очень. Не произвели на меня особенного впечатления бубенцы и колокольчики, используемые в аккомпанименте. А нравились мне знаменитые «Дорога в Дублин» и «Волнорез».
Теперь же я получил возможность ознакомиться с текстами: прекрасные рифмы, замечательные образы, великолепная игра слов. Я понял, что мне, по всей видимости, мешала музыка. Я по большей части не совпадаю с музыкой «32 августа». Но вкусы у всех разные, и не следует мой вкус принимать за эталонный.
(МАЛЕНЬКОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: Я считаю совсем необязательным включение в книгу Нецензурных лимериков (Ха! Можете считать меня старым ханжой – но не люблю я мата без особой необходимости!) Эти лимерики, на мой взгляд не добавляют ничего нового к образу Александра Карпова, и не являются чем-то выдающимся: так – мелкое литературное хулиганство замечательного большого автора. А вот в некоторых других местах некоторые неприличные слова, сказанные к месту, никакого протеста у меня не вызывают. И общего впечатления от книги не портят. Я совсем не жалею, что приобрёл это дорогое (и тяжёлое по весу, но лёгкое по содержанию) издание. Я жалею, что купил только одну книгу: это был бы хороший подарок моим друзьям.
И ещё одно. Я, по-прежнему, не считаю действия властей при освобождении заложников на «Норд-Осте» единственно верными. Боролись с террористами, а погибли ЛЮДИ.
И ПОГИБ ПОЭТ!

ЛЮБИМАЯ ТЕМА

      О бытовых условиях. Рассуждения о туалетах занимают в моих предыдущих заметках о Фестивале заметное место. В этот раз туалетов было немного. По всей видимости, организаторы как-то умеют просчитывать количество ожидаемых жителей Грушинской поляны. Сортиры для среднего класса, так понравившиеся мне в прошлом году, на этот раз были отвергнуты устроителями: были только бесплатные общие «чёрные комнаты» и «голубые биотуалеты» для индивидуалистов за 10 рублей.
Очередей за водой тоже, можно сказать, не было: долго стоять не приходилось.
И рынок был, по моим ощущениям, меньше, чем всегда. В первый же день поразили пустые места на рынке. Впрочем, всё, что нужно, на рынке было.
Как всегда, было много сувениров. Моя жена купила себе футболку, которую я в прошлом году, из жадности, покупать не стал. Верхнюю часть футболки с надписью «Грушинский фестиваль» закрывают её длинные волосы, зато чуть ниже спины надпись «Место, где собираются друзья» ничем не прикрыта.
В последний день мы купили для Пашки сравнительно недорогой рюкзак (сделанный, кажется, в Уфе). Как он хорош, я понял только тогда, когда собирал его. И самому захотелось такой же.

МОИ МАРШРУТЫ

      С удивлением обнаружил, что практически нигде в этот раз не был. На дальние сцены не ходил. Мои маршруты: лагерь - 2 сцена - 3 сцена - рынок (мимо Детского городка и 1-й сцены) - туалеты - за водой (с заходом для проверки на сцену "Зазеркалье") - на Волгу (мимо сцены "На пеньках" и сцены "32 августа"). Вот и всё.
А у местной молодёжи, похоже, считалось круто тусоваться вечерами у кришнаитов.

КАКОЕ НАЧАЛО – ТАКОЙ КОНЕЦ

      Пропустив пятничный концерт, очень ждал воскресного. Но воскресный концерт тоже не произвёл впечатления. Я в этом году умудрился ни разу не услышать группу «Гроссмейстер» (даже на воскресном концерте, на котором грассмейстеры довольно долго выступали). Да и других слышал мало. (Похоже, самым интересным во время концерта был финальный матч Чемпионата Европы по футболу между Португалией и Грецией). Не было никакого ажиотажа, на поляне перед сценой было много свободных мест, по проходам вокруг поляны можно было перемещаться без всяких затруднений, мощная охрана не ограждала бардов от почитателей, как в прошлом году.
Завершал концерт рок-музыкант Иван Смирнов, что очень странно. Любители КСП стали расходиться, а другие засыпать - музыка Смирнова, несмотря на громкость, располагает ко сну. Хорошая, конечно, музыка, но не в этом месте. В этом месте должна была быть другая музыка, Но её не было. Я сам не слышал, но мне сказали, что в конце концерта не спели даже традиционную «Милую мою».
Странно!

И, всё-таки, Грушинский фестиваль был. И я был на Фестивале. И всё было прекрасно! И мне всё понравилось (чтобы я ни говорил перед этим)!

А закончился Фестиваль для меня традиционно - поднятием в гору с рюкзаком (да на этот раз ещё и с сыном Иваном на руках) и отъездом сначала на электричке, а потом на поезде - в родные края.

До свиданья, Груша! До будущей Горы!

на Главную страницу ещё КСП Книжечка для гостей Куда ещё пойти (ссылки)


Хостинг от uCoz