на Главную страницу ещё КСП Книжечка для гостей Куда ещё пойти (ссылки)

29-й ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
(4 - 7 июля 2002 г.)

Вторые впечатления

Фактические, статистические и прочие данные можно найти на официальном сайте Грушинского фестиваля. А я пытаюсь рассказывать о другом.

      Вторые впечатления всегда отличаются от первых. Первые у меня были год назад, а сейчас у меня появилась возможность сравнивать. Что изменилось за год? Первое, самое заметное - построили лестницу для спуска с Горы и, соответственно, для подъёма на неё (металлическую, а не деревянную, как где-то планировалось). Правда, не достроили - не успели. Да и взбираться по крутым ступенькам, честно говоря, всё равно, довольно тяжело. Я приехал на день раньше открытия, а уезжал на несколько дней позже закрытия, и поэтому имел возможность наблюдать весь процесс: от подачи воды в скважины до разбора понтонного моста по дороге на Волгу. (Хотя видел я мало, зато о происходящих событиях слышал).
В отличие от прошлого года, я не встретил почти никого знакомых, хотя они там должны были быть. И только пару раз перемолвился с Витей Поповым. Но Витя - из выступающих на сцене, и его найти было легче других. Я, правда, никого особо и не искал, но в том году, при тех же условиях, знакомые попадались на каждом шагу. Видимо, в этом году основная масса моих друзей дружно проигнорировала Фестиваль. Ещё видел Таню Королёву и, кажется, Игоря Газова из Мытищ (ну очень похож был издали, а вблизи рассмотреть не удалось).
Что ещё нового? Увеличилось число биотуалетов, и места их установок совместили с "чёрными комнатами". По отзывам многих отличий между платными и бесплатными туалетами почти никаких, но, по крайней мере, кабинка индивидуальная. Биотуалеты по-прежнему стоили 5 рублей и работали круглосуточно.
Утверждается, что на Грушинский можно ехать, вообще, без всего, и всё купить на рынке. И это, действительно, так. Только ехать надо с деньгами (и не маленькими). Рынок - дорогой. Возможно, туристические принадлежности можно купить подешевле, особенно если попадёшь на распродажу. Но к продуктам и напиткам это не относится. А продажа алкоголя (и даже пива) официально запрещена. Правда, неофициальную торговлю запретить нельзя и справиться с ней невозможно. Однако, по сравнению с тем годом этом Фестиваль кажется мне менее пьяным.
Но пора переходить к творчеству. В этом году лиц из первых десяток авторской песни, по-моему, было больше.  Председателем жюри был Вадим Егоров. Были Александр Дулов, Владимир Туриянский, Борис Вахнюк, Владимир Ланцберг, Анатолий Киреев, Тимур Шаов, Зоя Ященко с "Белой гвардией", Виктор Третьяков, Дмитрий Богданов, Сергей Матвиенко, Валерий Боков. В первый же день мимо меня прошёл Михаил Кочетков в прекрасной форме (я глазам не поверил). Он замечательно выступал каждый день и, на мой взгляд, вообще, был лучшим. На Гитаре выступил Олег Митяев (всего с двумя песнями). Конечно, был "Грассмейстер" с непривычно остриженным Тимуром Ведерниковым, прекрасный инструменталист Андрей Баранов играл с разными составами, один и с "Грассмейстером" выступал Андрей Козловский. Женщин представляли Ольга Качанова, Раиса Нурмухаметова и, конечно, Галина Хомчик. Кажется, была Елена Фролова. Почему-то не было (или я просто не видел) объявленных Любови Захарченко, Константина Тарасова, Андрея Крамаренко. Ещё были Николай Старченков и Леонид Мараков,
Александр Гейнц и Сергей Данилов, Борис Кинер и Михаил Цитриняк, группа "Редкая птица", Луньков и Колмыков, Юрий Рыков, Виктор Байрак, Александр Иванов, Виктор Забашта. Видел сам, как Ирина Орищенко проводит мастер-класс, и слышал, что Дмитрий Дихтор тоже проводит.
Видел на сцене №2 выступление знакомого по интернету Александра Софронова, но лично познакомиться не удалось, так как меня отвлекли дежурные хлопоты по лагерному хозяйству.
Ещё удивило, что Лауреатами Фестиваля стали на этот раз люди давно известные в кругах авторской песни Ирина Христианова (Дмитрий Григорьев, выступающей с ней стал дипломантом) и Наталья Кучер, чью песню поёт даже Галина Хомчик. Может, так и надо. Но обидно, что открытий не было.
Ну а в качестве дива был Юрий Шевчук. Конечно, замечательный музыкант, да и человек, видно, хороший. Появился вечером в пятницу на концерте и выкладывался три вечера подряд, не ломаясь, как звезда. Принимали его прекрасно. Но... Я бы его с удовольствием слушал на каком-нибудь рок-фестивале (если бы туда поехал). А здесь, я считаю, на первом месте должна быть авторская песня. Слегка раздражало меня, что публика совсем не знает классической авторской песни, а песни Шевчука все подхватывают. Да и бардам выступать после Шевчука было трудно. Правда, прекрасно с этим справились Луньков с Колмыковым на Гитаре, вспомнив старый анекдот: "Никто не знает кто такие Луньков и Колмыков, но на разогреве у них сам Шевчук".
А на последнем концерте в воскресенье Юрий Шевчук с музыкантами "Грассмейстера" и другими инструменталистами устроили замечательный джем.
Но заканчивал последний концерт, как всегда, Анатолий Киреев - другие барды до утра не выдерживают. И зрители выдерживают только из настоящих любителей авторской песни.  Они её знают. Поэтому сначала подхватили песни Киреева, потом Визбора...
Фестиваль закончился. Грустно.

Вот часто говорят: "Груша стала не та. Там теперь слишком много коммерции..." Может быть. Я другой Груши не видел, я узнал её уже такой, и она мне, в целом, понравилась. Но ведь делаем Грушу такой, какая она есть, мы сами. И разве мы сами не изменились? Знаменитые барды уже не едут за туманом. Они не приезжают на Грушу, не желая вносить изменений в гастрольное расписание (я не про Юрия Кукина говорю - насколько мне известно, он не смог приехать по другим причинам). Менее знаменитые авторы, к сожалению, просто не могут приезжать каждый год - нет средств. И бывшие любители авторской песни, состарившись душой, начинают стонать о том, как всё дорого, и не могут найти денег для поездки на Фестиваль, но тут же, почему-то, находят их для поездки куда-нибудь в Турцию. На Грушу приезжают только случайные люди и Фанаты, которые без Фестивалей себя не мыслят. Но ведь и Фанаты, потратившие большие деньги, много времени, упустив возможность заработать в горячие летние денёчки, и не встретив на Фестивале своих любимцев, могут перестать быть Фанатами (сделавшись маленькими фанатиками) и на следующий год уже не приехать. А ведь Грушинский фестиваль это ещё и память о Человеке. Большинство из нас его не знало. Он для нас Человек из Легенды. А когда народ забывает свои легенды, он умирает.

Давайте не будем забывать легенды. Хотите видеть Грушинский Фестиваль, таким, как вам хочется, давайте сделаем его таким.

на Главную страницу ещё КСП Книжечка для гостей Куда ещё пойти (ссылки)


Хостинг от uCoz